Просвещение вместе с рекламой

Валентина Белых 07.01.2009

Просвещение вместе с рекламой

Одиннадцатого декабря 2008г. в г. Томске проходила ярмарка «Товары для Севера», где на круглом столе обсуждался вопрос об актуальности продвижения продуктов оздоровительного направления в районы с экстримальными условиями жизни.

На повестку дня был поставлен вопрос, что магазины охотно торгуют водкой и сигаретами, а не товарами для здоровья. И все обсуждения свелись к тому, что  в магазинах необходимо организовать полки с продукцией для здоровья и тогда товары будут продаваться. Показали примеры в каких районах эта работа уже проведена, а в каких необходимо такие полки поставить.  (Хотелось бы узнать а проблема ушла?)

На мой взгляд проблема заключается совсем в другом: Часто предприниматели, работающие в малых городах с товарами для укрепления здоровья, организуют торговые точки, а так как товар без должного его продвижения плохо продается, оставляют этот бизнес из-за не рентабельности.

Я занимаюсь просветительской деятельностью по пропаганде здорового образа жизни с 2000 г.  За это время  убедилась на практике насколько низкий уровень грамотности нашего населения в области поддержания собственного здоровья. По данным ВОЗ всего 10% здоровья зависит от здравоохранения, а 50% от самого человека.  

В действительности же люди привыкли делегировать заботу о своем здоровье на специалистов, государство – привычка сформирована со  времен социализма, и как тяжелое бремя её несут и по сей день, живя по стереотипам «жаренного петуха». Заболев (подавляющее большинство), начинают пить лекарства, придерживаться оздоровительной диеты, а становится чуть лучше, зная, что лекарства оказывают побочные эффекты, прекращают их употреблять и продолжают вести прежний образ жизни до следующего обострения.

К специалисту человек приходит тогда, когда уже наступила болезнь.  А болезнь возникает постепенно, на это влияет образ жизни, условия проживания, стрессы, финансовая нестабильность, образ мыслей. И если помочь организму именно в период неблагоприятного влияния на здоровье, то возникновения болезни можно избежать.

В своей работе мы часто проводим соцопрос населения. В одной из анкет был задан вопрос: «Вы инвестируете средства в поддержание своего здоровья до наступления заболевания?».  Нами было опрошено 400 человек, статистика нас шокировала: возраст от 20 – 25 лет всего 6%, 30 – 40 лет – 14%. Данные статистики (Федеральная программа «Здоровье через Гигиену»): популяционное здоровье населения абсолютно здоровых людей – 5-7%; условно здоровых – 70 – 75% , это люди в состоянии предболезни, имеющие хронические заболевания и недообследованные, больных людей – 20%. Человек хочет быть здоровым, а делать для этого ничего не хочет. Я думаю, есть над чем  серьезно задуматься всем: и нашим социологам и политикам, здравоохранению и руководству страны.  Мы сейчас много говорим о кризисе, а мы в рупор уже должны кричать о большой беде, потере основного национального достояния  России – нашего населения. 

На круглый стол я представила  доклад «Актуальность объединения предприятий, работающих на рынке  товаров для укрепления здоровья, для проведения широкомасштабных просветительских мероприятий». Когда у человека нет знаний о каких-то вещах, он просто не видит этих вещей.  Когда жизнь катится по сформированным стереотипам: «Зачем я конкретно  иду в магазин?» - другие товары человек просто не замечает. И если в магазинах появятся полки с товарами для здоровья, к ним подойдет очень малое количество людей. Мозг воспринимает только ту информацию, которая сегодня может решить наши задачи, на момент болезни – это лекарство. А когда привычек постоянной заботы о своем здоровье нет –  продукция такого направления не воспринимается и не отражается в нашей памяти.

Вот почему работа с продукцией оздоровительного направления обязательно должна сочетаться с просветительской деятельностью. Занимаясь просветительской работой, мы  тем самым, улучшаем статистику, так как после проведения нашей работы становится больше людей, понимающих, что инвестирование средств в свое здоровье до наступления заболеваний гораздо выгоднее.

Я называю наш бизнес «просветленным бизнесом», это означает, что от увеличения товарооборота наших продуктов зависит процветание России. Однако, вести просветительскую деятельность малыми силами и темпами – нужны годы, а острая проблема в стране стоит уже давно и это может привести к серьезному демографическому кризису.

Некоторые компании, работающие на рынке оздоровительных товаров, дают не достоверную рекламу, чтобы увеличить товарооборот. Это дает временный эффект, однако человеческая молва о неэффективности заявленных результатов быстро распространяется, чем теряется имидж и доверие не только к этой компании, но и ко всем участникам этого сектора рынка.  Так может лучше снизить средства на рекламу и перенаправить их на просветительскую деятельность?  Увеличивая сектор охвата рынка выиграют все – и, прежде всего, население, для здоровья которого и выпускается оздоровительная продукция.

У нас в России есть поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Еще есть поговорка «про жаренного петуха», который непременно должен клюнуть, чтобы россиянин зашевелился. И гром уже грянул, и «петух жаренный» вовсю разгуливает по просторам России и больно клюет ее граждан, вот только многие этого никак не замечают. Опять-таки, в силу своей неосведомленности в событиях, происходящих в мире вообще и в России в частности.

Чтобы что-то изменить в сложившейся ситуации необходимо трансформировать сознание людей.  В масштабах государства это возможно лишь через специальный национальный проект, а на это уйдут еще годы, а может и десятилетие, так как нужна перестройка системы высшего и среднего образования и еще много чего.

 Мир меняется, необходимо менять и привычные формы работы. От нас, работающих на рынке товаров оздоровительного направления, на сегодняшний день зависит многое. Или мы сможем объединиться,  для организации широкомасштабных мероприятий по повышению грамотности населения по культуре здоровья, или будем работать по прежнему, давая не достоверную рекламу или довольствуясь 6% и 14% сектора рынка на все товары оздоровительного направления.

Валентина Белых,

Новосибирск декабрь 2009 г.

Адрес для трекбека | Комментарии RSS

Оставьте комментарий