Роспись “Живинка”

Истоки Урало-Сибирской росписи: во время бунтов стрельцов в Москве (не принятие новой веры) тех, кто не подчинился, сослали в Гомель (Польша). В 17, 18, 19 в.в. они стали возвращаться на окраины России. Кого-то отправляли (переселяли) на окраины, а были и беженцы – киржаки, которые селились в скиты.  Все жили обособленно, со своими обычаями, верой.

 

К 1646 году статистика показала, что большая часть переселенцев была из Холмогор, с Сальвычегорска, с Великого Устюга, из Строгоновских вотчин. Много русских крепостных и вольных людей бежало с рек Ваги, Ветлуги, из Галича, Мезени, Потьмы и Уфы. Не даром говорят, что «Сибиряк» - это особая национальность, так как за многие годы произошло смешение разных национальностей заселившихся с Сибири. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но так же деревянную посуду и металлические орудия труда. Но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись.

 

Искусство мастеровых тоже стало смешиваться, и роспись стала называться Урало-Сибирской. Главное отличие Урало-Сибирской росписи от всех остальных – набор краски на кисточку сразу двух цветов. Сама кисточка – необычной плоской формы. И, наконец – умение держать эту кисточку не так как привыкли большинство из нас, а строго вертикально. Эта роспись - одно из самобытных явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Наряду с красочным интерьером можно было увидеть расписные вальки, сечки для рубки капусты, крашенные коромысла и вёдра, с которыми женщины ходили по воду. Особой красотой и знаковостью символов выделялись прялки. Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов и сакральных знаков славянской культуры. Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку дарили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях.

 

Наряду с утварью  было принято расписывать жилища. Этот обычай  у простых крестьян появился с середины XIX века, это объясняется тем, что до этого периода крестьянские избы топились по-чёрному. Сама техника росписи была очень простой, при желании и сейчас любой человек может самостоятельно научиться этой росписи и наполнить свою жизнь яркими красками природы расписывая предметы домашнего обихода.

 

Изучая старинные образцы росписи для внутреннего убранства дома, мы обратили внимание на то, что роспись имела  большое значение и в формировании культуры здоровья нашими предкам, а именно:

  1. На внутренней стороне входной двери обязательно изображалось «древо жизни» - сакральный славянский знак, изображавший обустройство мира: правь, явь, навь. А это закладывало в подсознание человека цель жизни, зачем я пришел в этот мир и к чему стремлюсь. “Древо жизни “изображалось так же на особо важных инструментах для быта, дающих для семьи пропитание.
  2. На внешней стороне входной двери изображался защитный сакральный знак круг – символ солнца. Как оберег  роспись наносили обязательно на печь, чтобы ублажить домового и чтоб в доме был достаток. На кровати - чтобы защитить себя во время сна, на люльке для младенца (для люльки дополнительно использовалось еще множество оберегов). Наше мнение, что использование оберегов в жизни также формирует у людей более ответственное отношение к собственному здоровью. Если человек знает зачем  пришел на этот свет, то естественно будет стараться сохранить свою жизнь, здоровье, чтобы достичь желаемого.
  3. Стены дома расписывались преимущественно элементами растительного характера (цветы, ягоды, травы, птицы). Можно сказать, что по этим рисункам в долгие зимние дни можно было изучать местную флору и фауну и это также закладывало в подсознание наших предков, о единении нас с природой, что все важное для своего здоровья можно взять именно у природы.
  4. По данным специалистов именно на зимний период приходится наибольший процент депрессий – это отсутствие солнца, ярких красок. И именно роспись растительного орнамента способна снизить показатели депрессий и в наше современное время.

 

На наш взгляд в  современной жизни в маленьких городских квартирах, в темных, часто «обшарпанных» подъездах, так не хватает живительной красоты забытой Урало – Сибирской росписи. На наше здоровье влияет то, в каких условиях мы живем, из какой посуды принимаем пищу, как умеем заботиться о быте, отдыхе и питании своей семьи.

Нашу роспись мы назвали «Живинка» - она приобрела немного другую, более современную форму исполнения, однако нам хотелось сохранить знаковую символику наших предков и ее обереговую роль.  В первую очередь мы стали ее использовать для изготовления сувенирной продукции, подарков, в которой мы дарим частичку своей любви и пожелания здоровья. В дальнейшем, когда возрастет количество человек, овладевших этой росписью, мы планируем организовать акции по росписи подъездов домов, в которых живут участники проекта.

Цель проекта: возродить забытый опыт наших предков и по возможности использовать его в современной жизни для улучшения качества жизни, а также применить в формировании культуры здоровья современного человека, показав неразрывную связь человека и природы.

Что получают участники проекта:

  • формируется художественно-образное мышление, как основа развития творческой личности, развивается эстетический вкус, воображение, фантазия;
  • воспитание и развитие творческих способностей и навыков, а для пожилых людей это даст возможность передать знания детям, внукам. А также при освоении техники можно создать себе дополнительный доход, так как уже организована мастерская по изготовлению сувенирной продукции, планируются и другие варианты использования росписи;
  • приобщение к наследию отечественной культуры, формирование  на занятиях культуры здоровья, воспитание осознанного отношения к собственному здоровью;

Нами разработаны методические рекомендации, собраны и разработаны самостоятельно образцы рисунков для применения полученных навыков в оформлении дизайна своей квартиры, дачи, предметов обихода.

В дальнейшем этот проект может открыть широкие возможности в использовании полученных знаний для  профессиональных художников в качестве оформителя или дизайнера при оформлении помещений в Русском  стиле.

Авторы проекта :

Белых Валентина Ивановна

Денисенко Наталья Анатольевна

 

Один комментарий на «Роспись “Живинка”»

  1. Golinduha 23.05.2009 в 1:48

    А будет продолжение?

    ———————————————-
    Источник: http://www.kino-tresh.ru

Адрес для трекбека | Комментарии RSS

Оставьте комментарий

К сведению: исследование урана круглосуточно