Роспись “Живинка”
Истоки Урало-Сибирской росписи: во время бунтов стрельцов в Москве (не принятие новой веры) тех, кто не подчинился, сослали в Гомель (Польша). В 17, 18, 19 в.в. они стали возвращаться на окраины России. Кого-то отправляли (переселяли) на окраины, а были и беженцы – киржаки, которые селились в скиты. Все жили обособленно, со своими обычаями, верой.
К 1646 году статистика показала, что большая часть переселенцев была из Холмогор, с Сальвычегорска, с Великого Устюга, из Строгоновских вотчин. Много русских крепостных и вольных людей бежало с рек Ваги, Ветлуги, из Галича, Мезени, Потьмы и Уфы. Не даром говорят, что «Сибиряк» - это особая национальность, так как за многие годы произошло смешение разных национальностей заселившихся с Сибири. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но так же деревянную посуду и металлические орудия труда. Но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись.
Искусство мастеровых тоже стало смешиваться, и роспись стала называться Урало-Сибирской. Главное отличие Урало-Сибирской росписи от всех остальных – набор краски на кисточку сразу двух цветов. Сама кисточка – необычной плоской формы. И, наконец – умение держать эту кисточку не так как привыкли большинство из нас, а строго вертикально. Эта роспись - одно из самобытных явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Наряду с красочным интерьером можно было увидеть расписные вальки, сечки для рубки капусты, крашенные коромысла и вёдра, с которыми женщины ходили по воду. Особой красотой и знаковостью символов выделялись прялки. Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов и сакральных знаков славянской культуры. Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку дарили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях.
Наряду с утварью было принято расписывать жилища. Этот обычай у простых крестьян появился с середины XIX века, это объясняется тем, что до этого периода крестьянские избы топились по-чёрному. Сама техника росписи была очень простой, при желании и сейчас любой человек может самостоятельно научиться этой росписи и наполнить свою жизнь яркими красками природы расписывая предметы домашнего обихода.
Изучая старинные образцы росписи для внутреннего убранства дома, мы обратили внимание на то, что роспись имела большое значение и в формировании культуры здоровья нашими предкам, а именно:
- На внутренней стороне входной двери обязательно изображалось «древо жизни» - сакральный славянский знак, изображавший обустройство мира: правь, явь, навь. А это закладывало в подсознание человека цель жизни, зачем я пришел в этот мир и к чему стремлюсь. “Древо жизни “изображалось так же на особо важных инструментах для быта, дающих для семьи пропитание.
- На внешней стороне входной двери изображался защитный сакральный знак круг – символ солнца. Как оберег роспись наносили обязательно на печь, чтобы ублажить домового и чтоб в доме был достаток. На кровати - чтобы защитить себя во время сна, на люльке для младенца (для люльки дополнительно использовалось еще множество оберегов). Наше мнение, что использование оберегов в жизни также формирует у людей более ответственное отношение к собственному здоровью. Если человек знает зачем пришел на этот свет, то естественно будет стараться сохранить свою жизнь, здоровье, чтобы достичь желаемого.
- Стены дома расписывались преимущественно элементами растительного характера (цветы, ягоды, травы, птицы). Можно сказать, что по этим рисункам в долгие зимние дни можно было изучать местную флору и фауну и это также закладывало в подсознание наших предков, о единении нас с природой, что все важное для своего здоровья можно взять именно у природы.
- По данным специалистов именно на зимний период приходится наибольший процент депрессий – это отсутствие солнца, ярких красок. И именно роспись растительного орнамента способна снизить показатели депрессий и в наше современное время.
На наш взгляд в современной жизни в маленьких городских квартирах, в темных, часто «обшарпанных» подъездах, так не хватает живительной красоты забытой Урало – Сибирской росписи. На наше здоровье влияет то, в каких условиях мы живем, из какой посуды принимаем пищу, как умеем заботиться о быте, отдыхе и питании своей семьи.
Нашу роспись мы назвали «Живинка» - она приобрела немного другую, более современную форму исполнения, однако нам хотелось сохранить знаковую символику наших предков и ее обереговую роль. В первую очередь мы стали ее использовать для изготовления сувенирной продукции, подарков, в которой мы дарим частичку своей любви и пожелания здоровья. В дальнейшем, когда возрастет количество человек, овладевших этой росписью, мы планируем организовать акции по росписи подъездов домов, в которых живут участники проекта.
Цель проекта: возродить забытый опыт наших предков и по возможности использовать его в современной жизни для улучшения качества жизни, а также применить в формировании культуры здоровья современного человека, показав неразрывную связь человека и природы.
Что получают участники проекта:
- формируется художественно-образное мышление, как основа развития творческой личности, развивается эстетический вкус, воображение, фантазия;
- воспитание и развитие творческих способностей и навыков, а для пожилых людей это даст возможность передать знания детям, внукам. А также при освоении техники можно создать себе дополнительный доход, так как уже организована мастерская по изготовлению сувенирной продукции, планируются и другие варианты использования росписи;
- приобщение к наследию отечественной культуры, формирование на занятиях культуры здоровья, воспитание осознанного отношения к собственному здоровью;
Нами разработаны методические рекомендации, собраны и разработаны самостоятельно образцы рисунков для применения полученных навыков в оформлении дизайна своей квартиры, дачи, предметов обихода.
В дальнейшем этот проект может открыть широкие возможности в использовании полученных знаний для профессиональных художников в качестве оформителя или дизайнера при оформлении помещений в Русском стиле.
Авторы проекта :
Белых Валентина Ивановна
Денисенко Наталья Анатольевна
А будет продолжение?
———————————————-
Источник: http://www.kino-tresh.ru